ВЕЗЕТ ТОМУ, КТО ВЕЗЕТ

 

Александр Чадов

 

            Нельзя узнать. везучий ли ты человек, не испытав удачу в лотерее жизни. Но многие из тех. кто считает себя обделенным судьбой, похожи на еврея из советского анекдота, которому напророчили крупный куш, а он умер в нищете. И все потому, что за свою долгую жизнь не разу не удосужился даже дешевенького лотерейного билета купить.

А вот выпускник Тольяттинского лицея № 19 Егор Мухортов остался признателен своим школьным учителям как раз за то, что они помогли ему не упустить шансы для самореализации.

КАНИКУЛЫ В ОБНИМКУ С ДАЛЕМ

 

Сегодня Егор – студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Избранная им специальность – «Антикризисное управление» - считается в вузе элитной: конкурс был семь человек на место, бюджетных мест всего десять и два платных. Стоимость обучения на коммерческой основе – три с половиной тысячи долларов в год. можно считать, что первую стопку американских банкнот Егор уже заработал.

Впрочем, это не первые заработанные им деньги. За время школьной учебы он дважды получал именные стипендии мэра Тольятти, а в 2005 году – и стипендию губернатора Самарской области. Как победителю областной олимпиады по истории, в течение последующего года ему перечисляла по 300 рублей ежемесячно и компания «Смартс» - мозги теперь и в самом деле стали в цене.

Конечно, эти достижения – не только и даже не столько его заслуга, не будь рядом замечательных педагогов, которых собрала в лицее еще прежний его директор Любовь Андрияновна Казадаева, как знать, сумел ли бы наш стипендиат добиться того, чего добился. Все-таки это большая удача – попасть в руки хорошего учителя, преданного науке и любящего детей. А такие в коллективе лицея № 19 – не редкость. И что немаловажно, уже много лет здесь придерживаются непреложного правила: каждому лицеисту должны быть предоставлены широкие возможности проявить свои лучшие качества, раскрыть все таланты, заложенные природой. Уже с первого класса юных школяров стараются вовлечь во все известные олимпиады и конкурсы, в том числе и интернетовские. на протяжении десятка лет лицей № 19 – активный участник Федеральной программы, направленный на «селекцию» талантливой молодежи. Вот и Егор, будучи еще учеником среднего звена школы, неоднократно выезжал в составе лицейской команды в российский наукоград Обнинск, на интеллектуально – эвристические олимпиады.

Первым серьезным успехом, а в качестве награды за него – поездкой на президентскую новогоднюю елку в Кремле, Егор обязан своему первому учителю русского языка и литературы Светлане Ивановне Вдовенко и филологу Тольяттинского государственного университета Ирине Алексеевне Изместьевой, читавшей курс лекций в лицее. На каникулы по окончании пятого класса несколько учеников получили серьезные домашнее задание. Егору, например, было поручено проштудировать словарь Даля и выписать на карточки все встреченные там оружейные термины. И в жаркие летние деньки, когда беззаботные сверстники носились по улицам и жарились на пляже, начинающий лингвист методично листал толстенный четырехтомник. результатом этого поиска стало небольшое исследование, которое впоследствии было отмечено грамотой с автографом первого заместителя министра образования РФ В.А. Болотова и наградой всероссийского клуба учителей «Доживем до понедельника».

 

 

 

 

«УМНИК» С ОРДЕНОМ

 

Следующим увлечением Егора стала история – во многом по тому, что этот предмет в его классе стала вести Ольга Николаевна Кузнецова, очень интересный человек и опытный педагог. Двое ее бывших учеников – Константин Лунев и Илья Дроздов – теперь студенты МГИМО, учатся на дипломатов. Ольга Николаевна сама никогда не сидит на месте, не позволяет этого и своим подопечным. Благодаря этой ее неуемности Егор попал на запись цикла передач «Умники и умницы».

Постоянные зрители этой программы знают, что в конце каждого интеллект-шоу ведущий – главный «заумник» страны Юрий Вяземский – формулирует для всех сидящих перед телеэкраном старшеклассников задачу – ответить на какой-нибудь довольно заковыристый вопрос. Ольга Николаевна предложила группе своих учеников попытаться выполнить эти задания. В числе тех, кого неравнодушный учитель вовлек в эту увлекательную головоломку, был и восьмиклассник Мухортов. Конечно, эти задания были ему «на вырост». «Ничего, зато к выпускному классу у тебя будет полезный опыт поиска нужных источников информации и подготовки текстов», - объяснила Ольга Николаевна сверхзадачу для своего ученика.

Кто бы мог подумать, что перед стартом нового телевизионного марафона Егору придет телеграмма из «Останкино» с приглашением принять участие в съемках?! примечательно, что его школьному товарищу из одиннадцатого класса, тоже под руководством Ольги Николаевны корпевшему над заданиями передачи, такого предложения не поступило. Капризы Фортуны, скажете вы. А на самом деле, как потом выяснилось старшеклассник, уже в силу возраста готовивший более обстоятельные ответы на вопросы телевикторины, совершенно не верил, что может стать участником передачи, и… не отправил на телестудию ни одного конверта с выполненным заданием. Верно говорят, что под лежачий камень вода не течет, в «Останкино» отправился Егор.

Как вспоминает его мама, ехали в Москву, страшась позора, - а ну как обнаружится, что в ряды телевизионных умников и умниц из выпускных классов пытается затесаться девятиклассник из провинции? Слава богу, в останкинской суете это обстоятельство осталось незамеченным. А три дня на телестудии, в которые записывался цикл передач (по четыре в день), стали одной из самых ярких всех в школьной биографии Егора. Кстати соперничество лучшими представителями учащейся молодежи из различных регионов страны внушило Егору еще больше гордости за родной лицей, ведь на фоне ребят, старше его на два года, он вовсе не потерялся. И более того, по результатам собеседования, которое проводит лично профессор МГИМО Юрий Вяземский, наш земляк попал в группу сильнейших.

Дело в том. что жеребьевка среди участников программы проводится по следующей схеме. Школьников, а их обычно приглашают в количестве 60 человек, пятерками запускают к экзаменаторам. Те в режиме блиц-опроса выясняют уровень знаний конкурсантов, по его итогам осуществляется разбивка участников на четыре группы. Сильнейшие зачисляются в группу «А», очень сильные – в группу «В», чуть менее эрудированные – в группу «С», остальные двое, которым не удалось произвести впечатление на организаторов, делегируются в массовку на трибунах. На дорожки под софиты выходят представители «литерных» групп. Это делается для того, чтобы в одном раунде не столкнулись лбами в жестком противостоянии самые сильные, самые достойные стать победителями. И надо отдать должное уровню преподавания в тольяттинском лицее № 19 – Егор был записан в группу «А». Правда, выйти на дорожку ему не удалось. Причина в том, что сценарий съемок корректируется на ходу, и организаторы шоу могут произвести замены в пользу тех участников, которые, сидя на трибунах, умудряются заработать рекордное количество орденов. Однако пару призов и орден тольяттинский школьник из столицы все-таки привез…

 

Hosted by uCoz